Почему в Старице, почему Карандаш

В местном драмтеатре будущий великий клоун начал свою творческую карьеру. И не было бы в его жизни Старицы — не было бы и Карандаша.

На обложке: фото из архива РИА Новости

Во времена брежневского застоя он выходил на манеж с авоськой, набитой дефицитом: колбасой, банками с икрой, ананасами и прочим. И долго молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу, потому что у меня всё есть. А вы почему?!»

В СССР не было своего «Южного парка», зато были клоуны. И самый смелый — Карандаш! Легендарный артист советского цирка, наставник Юрия Никулина. «В миру» его звали Михаил Николаевич Румянцев — и в детстве и молодости он был тесно связан со Старицей. В своей биографии он пишет, что родился в Петербурге. Когда ему было 6 лет, умерла мать. Отец не справился с заботой о троих детях и отправил их к деду, в деревню Козлово Старицкого уезда. Потом снова Петербург — в 1914 году Михаил поступил в художественную школу.

1922-й — закончилась гражданская война, голодное время, молодой человек, по его воспоминаниям, бродяжничал, за что попал в тюрьму — по пересылке из Москвы его перевели в Тверь, а оттуда в Старицу. Выйдя из-под ареста, он вернулся в родное Козлово, к родственникам — исхудавшим до такой степени, что деревенские дети его пугались. За весну и лето 1922 года отъелся на деревенских продуктах, а осенью перебрался в Старицу — стал рисовать афиши для местного драмтеатра. По сути, здесь и началась его творческая карьера!

Потом была Москва. В 1927 году юноша поступает на первые курсы циркового искусства (позже ГУЦЭИ — Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева).

В 1928 году Румянцев впервые выходит на арену — пробует себя и в образе Чарли Чаплина, но продолжает искать свой уникальный стиль. 1934–1935 годы — эврика: в Ленинградском цирке рождается Карандаш. В широкополой шляпе, с пиджаком на три размера больше и верным псом Кляксой. Румянцев берет этот псевдоним в честь французского карикатуриста Каран д’Аша. С 1936-го — уже звезда Московского цирка на Цветном.

Билеты на его выступления в любом городе СССР скупали за считанные часы, а его гонорары были космическими по советским временам — даже выше, чем у солистов Большого театра. Он проработал на арене больше полувека, в последний раз выступил за неделю до смерти.

А началось все — в Старице. Здание театра, где он тогда работал, предположительно, сохранилось до сих пор: это бывшие торговые ряды XVIII века. Прямо рядом с ними и будет основная сцена первого «Карандаш-феста». Десятки выпускников ГУЦЭИ, которое носит его, Карандаша, имя, выступят 2 августа в Старице — причем не только студенты свежего выпуска, но и именитые артисты из состава топовых клоун-театров — хедлайнеров фестиваля.

В галерее ниже — раритетные афиши Карандаша, из личной коллекции Константина Бенедиктова

Другиеновости

Все новости