Клоунов меньше не становится: Андрей Солдаткин о дефиците клоунов для «Афиши Daily»
Повод для дискуссии дают слова режиссера Росгосцирка Елены Петриковой и ветерана жанра Анатолия Марчевского о «дефиците клоунов» и отсутствии новых имен; Эдгард Запашный заявляет: после Енгибарова, Карандаша, Попова и Никулина новая плеяда артистов не пришла. Получилось, что тема вышла в федеральную повестку — и как раз на фоне фестиваля клоун- и мим-театров в Старице.
Наш генпродюсер Андрей Солдаткин возражает: клоунада не умирает, а перерождается — прежде всего на улице. Уличная сцена сложнее манежа «в тысячу раз»: надо выдернуть зрителя из телефона и суеты, этому почти нигде не учат, школ нет — значит, язык заново изобретают лаборатории, фестивали, команды. Сегодня это современное искусство с буффонадой, эксцентрикой, комедией дель арте, пантомимой и акробатикой.
Клоуны есть — и вы их видели у нас на фестивале. Легендарная троица «Лицедеев» (Валерий Кефт, Анна Орлова, Роберт Городецкий — автор Blue Canary) держит планку десятилетиями. Рядом — театры «Микос» и «Комик-Трест», обладатели многочисленных премий российсикх и зарубежных статусных фестивалей, соло-клоун Авабука, выросший из «Снежного шоу» в самостоятельного артиста. Театр «Высокие братья» Дениса Васильева в этот раз не доехал — были заняты на другом крупном арт-форуме в те же выходные. И это лишь вершина: в лонг-листе на следующий год — десятки трупп и сольных артистов.
Дефицит? Скорее элитарность ремесла. Клоун — аристократ среди артистов, это пожалуй самый сложный жанр, и клоуном надо родиться. По оценке Андрея Солдаткина, профессиональных клоунов в мире — порядка трехсот: клоуны на вес золота, как Бастер Китон в кино или Дуров в цирке. Но именно из-за этой редкости жанр держится на личностях и школах — и Старица готова стать местом, где появится своя лаборатория-школа клоунады под присмотром артистов из новой плеяды.
Полную версию материала читайте по ссылке.